Запрет на потребление электронных сигарет в Украине: интересы бизнеса или права вейперов?

Запрет на потребление электронных сигарет в Украине: интересы бизнеса или права вейперов?

Популяризация экологически толерантного способа «пустить пар» не остается без внимания власть имущих: по их мнению, вейпинг не так уж и безвреден, а потому должен строго регламентироваться законом. Так ли "страшны" ЭСДН (электронные системы доставки никотина), как их нам "рисуют"?

За последние несколько лет в Украине почти на 30% вырос вейпинг (использование электронных сигарет). Тенденция свидетельствует о повышении интереса потребителей к альтернативным – "бездымным", – источникам табакокурения.

Популяризация экологически толерантного способа "пустить пар" не остается без внимания власть имущих: по их мнению, вейпинг не так уж и безвреден, а потому должен строго регламентироваться законом. Так ли "страшны" ЭСДН (электронные системы доставки никотина), как их нам "рисуют"?

По мнению оппонентов аудитории, представляющей интересы здравоохранения, за желанием урегулировать вопрос законодательным механизмом стоят лоббисты, которых в большей мере волнуют коммерческие интересы табачных компаний. Их опасения аргументированы: с повышением спроса на вейпинг падают продажи обычных сигарет, а это, с точки зрения бизнеса, экономически "неприятно". 

Ничего, кроме бизнеса? 

Чем активнее спрос на электронные сигареты – тем конструктивнее реакция мирового сообщества, которое не всегда лояльно к тенденциям вейп-рынка. Среди радикалов – США и некоторые страны Западной Европы, выступающие за строжайшую сертификацию.

В Великобритании считают, что потребление электронного аналога сигареты должен разрешать исключительно врач, а продавать товар обязаны исключительно по рецепту. Странная точка зрения, ведь только в Соединенном Королевстве от активного табакокурения в год умирает около 100 тыс. человек, а с внедрением вейпинга эту статистику можно было бы существенно снизить.

Во Франции деятельность вейп-шопов обложили налогом: согласно указу 2016 года, собственники магазинов, где продаются электронные сигареты и сопутствующие аксессуары, обязаны вносить в госказну сбор примерно 300 евро за каждый вид товара.

Даже в Китае (стране, которая занимает лидерские позиции на производственном рынке вейпинга) под запретом изготовление и реализация жидкостей, содержащих никотин. 

"И дым отечества…": тенденции Украины 

Законопроектом № 4507, зарегистрированным в ВР весной 2016 года, в Украине предусмотрен ряд изменений в актах госрегулирования производства и сбыта табака и электронных сигарет, чтобы снизить к ним интерес.

Согласно текста объяснительной записки, маркетинг вейпинга порождает желание закурить традиционные сигареты.

В качестве аргументов, к некоторым позициям приводятся результаты исследований американских ученых, изучающих рынок аромажидкостей с различными вкусами. Впрочем, вопрос "вреден или полезен вейпинг?" так и не решен.  

Планируемые корректировки законодательной базы:

  • отгрузкой экспортируемых электронных сигарет будут заниматься фирмы, получившие соответствующую лицензию и оформившие таможенную декларацию;
  • лицензироваться будут все торговые точки, реализующие электронные сигареты и аксессуары;
  • стоимость лицензии на продажу электронных сигарет в розницу:  2 тыс. грн за торговое место в городе и 250 грн – в поселках и селах;
  • в продажу будут допущены только электронные сигареты, прошедшие лицензирование;
  • сертифицироваться будут курительные аромажидкости с различными вкусами (мед, кокос, корица, шоколад, ваниль, кофе и т .д.);
  • табу на производство (кроме экспорта) и реализацию баков для заправки объемом от 2 мл, емкостей с курительной жидкостью – от 20 мл;
  • полный запрет на изготовление и реализацию никотиносодержащих жидкостей с долей от 20 мг/мл;
  • запрет на потребление электронных сигарет в общедоступных местах;
  • административное наказание и серьезные штрафные санкции за нарушение процедур и норм, поддающихся лицензированию, вплоть до конфискации товаров и выручки от их реализации и мн.др.

По мнению экспертов, принятие законопроекта существенно ограничит коммерческую деятельность мелких игроков рынка, ведь многие специализированные магазины просто прекратят свою коммерческую деятельность.

Экономическая нагрузка, в итоге, ляжет на покупателя, поскольку цена электронных сигарет аргументировано возрастет.

Будет ли защищен обыватель от некачественной продукции? Прогнозировать "черный" рынок довольно трудно. Очевидно и то, что выбирать придется из малого, поскольку конкуренция в сегменте заметно угаснет.

То, что судьба закона остается на стадии проекта, свидетельствует о неготовности Украины принимать в свое правовое поле рынок электронных сигарет. Надолго ли?

Следующая публикация